История гравировки

Гравировка – один из древнейших видов художественной обработки металла. Филигранное искусство превращать металл в своеобразный холст и наносить на него сколь прекрасные, столь и вечные картины посредством простого резца знакомо нашим предкам с давних времен.

Прообраз гравировки – выбитые на камне рисунки и письмена эпохи Каменного века. С открытием металла природная тяга людей к прекрасному, побудила применить этот прием уже на более податливом материале, украсив его разнообразными узорами. В основном, эти выцарапанные на медных украшениях, посуде и оружиях узоры обозначали принадлежность человека к тому или иному родовому племени.

Позже, когда техника гравировки совершенствовалась, и вместо зубил стали использовать специальные резцы – штихеля, на меди, латуни, золоте, серебре и бронзе вырезали различные узоры, которые впоследствии заполняли другим материалом. Эмалью, чернью, золотой и серебряной проволокой. Таким образом, искусные мастера могли создавать полноцветные яркие рисунки, по количеству цветов ничуть не уступая живописцам.

Самые древние изделия из золота, серебра и меди были найдены при раскопках городов Шумера, государства в южной Месопотамии середины 3 тысячелетия до нашей эры. Кинжалы, кубки, боевые доспехи из золота и серебра украшены симметричными изображениями животных и людей техникой ковки, гравировки, припоя и филиграни.

В эпоху Древнего Египта колоссальное значение придавали изделиям из золота. Благородный металл считался символом бога Солнца Ра. Различные изделия из него датированные 2780 – 2280 годами до нашей эры обильно украшены узорами, выполненными в технике гравировки. Знаменитая золотая гробница Тутанхамона, бронзовые чаши, медные и золотые браслеты и серьги свидетельствуют о высоком развитии металлургии.

Во времена Античного мира роскошь и великолепие Римской империи создало колоссальное количество изумительных по красоте домашней утвари, сосудов для питья и ритуальных блюд. В основном они были изготовлены из меди, бронзы и серебра, и богато декорированы растительным узором, натюрмортами, сценами из жизни богов. Зачастую на одном предмете можно было увидеть все методы художественной обработки металла, которыми владел мастер. Литье, эмаль, насечка, гравировка.

Средневековье – время расцвета работ по металлу. В это время штриховую гравировку стали активно применять на кольцах. Считалось, что надпись выполненная на внутренней стороне кольца – надежный способ увековечить любовное или деловое послание. Также, техника оборонного гравирования выступила сольно, украсив доспехи, медную утварь, латунные надгробия, динандери.

В эпоху Барокко главенствовало литье и чеканка. Однако, гравировка тоже получила второе дыхание. На сервизах, кружках, медных абажурах и литых украшениях наряду с чеканными цветочными орнаментами посредством оборонной гравировки выполнялись дарственные надписи, латинские изречения и вензеля.

Семидесятые годы 18 века характеризуются сдержанным декоративным оформлением и спокойными гладкими поверхностями, украшенными изящными и строгими узорами штриховой гравировкой. Примерно в это время для выполнения гравировки стали применять машины. Эстетика машинной гравировки формировалась постепенно. Сначала почти всю поверхность изделия покрывали идеально прямыми линиями, геометрическими кругами и дугами. Эта техника получила название гильоширование и в начале 19 века практически полностью вытеснила ручную гравировку.

Однако ручная гравировка уступив место станкам, не сдавала своих позиций в области гравирования оружия. Золинген и Клингенталь – Германские города, центры выделки знаменитого европейского декорированного оружия. Именно отсюда во дворцы венценосных особ отправлялись искусно выгравированные сабли, мечи, ножи, кинжалы и шпаги. Основным инструментом у немецких мастеров была игла. Классическая техника гравировки, которую они использовали, выглядела следующим образом: на всю поверхность клинка наносили киноварь, а затем рисунок тщательно процарапывали иглой и вытравливали. В результате выходили тончайшие кружевные узоры, изящные готические миниатюры и стилизованные растительные орнаменты, моментально удорожая клинок в десятки, а то и в сотни раз.

В декабре 1817 года из Золингена в город Златоуст Уфимской губернии на Златоустовский оружейный завод был приглашен немецкий мастер Николай Шаф. Вместе со своим сыном, Шаф передал русским ученикам все секреты своего мастерства. Один из учеников – Иван Бушуев усовершенствовал технику немецких мастеров, вместо иглы вооружившись кистью. Рисунки выполненные таким способом обретали удивительную глубину и рельеф. Историки до сих пор не пришли к единому мнению, относить этот вид искусства к гравировке или нет, поэтому его называют просто – златоустовским. Именно с этого момента ведет отсчет знаменитая на весь мир русская техника гравировки по стали.

С помощью нового метода стали украшать не только оружие, но и столовые приборы, часы, домашнюю утварь, дамские украшения. Русские мастера, усовершенствовав технику, видоизменили и классические узоры. Рисунок обрел динамичность, композиционную завершенность, разрозненные детали сложились в единый орнамент.

В наше время широко развилась отрасль машинной гравировки. Помимо изготовления ювелирных изделий, гравировальные машины проникли и в машиностроение, и в промышленное производство различных металлических изделий. Однако, в связи с этим, сейчас особенно высоко ценится ручная гравировка. Ювелирные изделия, коллекционное оружие, шкатулки, различные сувениры украшенные ею моментально становятся произведением искусства, уникальным штучным товаром, доступной и благородной роскошью.