Технологии художественной ковки. Часть 5
Окончательная обработка или отделка, как отдельный технологический процесс представляет собой довольно обширное понятие, по этой причине описать его многосторонне в одной небольшой статье невозможно. Поэтому процесс окончательной отделки разбит нами на 3 части. Из этой статьи Вы сможете получить знания об особенностях окончательной отделки изделий.
После того как кузнец обработает заготовку, изделие все еще имеет грубую, неровную форму и поверхность. Для того чтобы выровнять поверхность изделия, кузнецы оставляют небольшой запас материала, который отличается от необходимого размера готового изделия. При художественной ковке, кузнец предварительно очищает изделие от образовавшихся при нагреве трещин, с помощью зубила. Удалив трещины, кузнец, как правило, выправляет заготовку. Для этого он легкими, но частыми ударами молотка проходится по всей поверхности заготовки.
Для некоторых изделий, таких как предметы интерьера и малые архитектурные формы требуется более гладкий и «чистый» вид. Достигнуть желаемого результата кузнец может при помощи разнообразных гладилок, но иногда кузнецы применяют другой способ – во время ударов молотка поливают поверхность изделия подогретой водой, что способствует удалению приставшей окалины. Применяют этот метод, называемый кузнецами холодной ковкой только тогда, когда изделие уже остыло до необходимой температуры. После холодной ковки, металл становится менее тягучим и более твердым, но при этом в нем образуются внутренние напряжения. Если технология ковки была нарушена — нарушаются связи между частицами металла и образовываются внутренние трещины, значительно снижающие его качество. По этой причине, после проведения холодной ковки кузнец проверяет наличие или отсутствие внутренних трещин в изделии. Для этой цели кузнец наносит небольшое количество слабой кислоты на отполированный разрез наклепанного бруска. Под действием кислоты, на поверхности металла образовывается рисунок, «говорящий» кузнецу о внутренних изменениях в структуре металла. Исследуя образовавшейся рисунок, кузнец делает заключение о качестве проделанной им работы.
Холодная ковка оказывает на материал влияние аналогичное процессу закалки, но, в более щадящей форме. Эта технология используется кузнецами также при изготовлении таких изделий как каминные решетки, козырьки и навесы, и прочие небольшие изделия. Однако если перед кузнецом стоит задача изготовить более объемную вещь, например кованую мебель или ворота, при которых применение технологии холодной ковки приносит только вред изделию, т.к. обработка металла получается только поверхностная, а такая наклепка вызывает сильное внутреннее напряжение. Эти напряжения кузнецы могут уменьшить, или же совсем от них избавиться посредством применения отжига.
При изготовлении плоских элементов и орнаментов на предметах интерьера, решетках или малых архитектурных формах, где без применения штамповки не обойтись. Кузнец проводит штамповку при высокой температуре заготовки. Благодаря раскаленному состоянию, заготовка спокойно выдерживает штамповку и без особых усилий воспроизводит форму штампа. Кузнецы проводят штамповку в несколько приемов, постоянно подогревая заготовку до необходимой температуры для того, чтобы избежать образования натяжений в заготовке.
Даже когда кузнец не прибегает к холодной ковке, в заготовке могут возникать внутренние напряжения, вследствие неравномерного остывания слоев металла, поэтому объемное изделие обрабатывают в кузницах при различных температурах.»