История художественной ковки. Часть 5
Классицизм достигает своего максимального развития к концу 18 – началу 19 века и завершается стадией ампира. Новый стиль окончательно сменил рококо в 70-х годах 18 столетия в период правления французского монарха Людовика 16, который являлся кузнецом, и нередко целыми днями пропадал в кузнице, созданной при дворе. Наибольшее предпочтение Людовик 16 отдавал таким изделиям художественной ковки как балконы, элегантные винтовые лестницы, ворота и калитки, которые он любил изготавливать собственноручно.
Основой для рассвета классицизма послужили раскопки Помпеи, которые привлекли к себе огромное внимание общественности. По своей природе классицизм с самого начала тяготел к изделиям художественной ковки периода античности, и, во время раскопок Помпеи, этот стиль утвердил своё основное направление – изделия художественной ковки стали современным взглядом на греко-римское искусство.
С точки зрения технического исполнения изделий художественной ковки появляется такой фактор, как постепенное уменьшение толщины элементов изделий, что придаёт им динамику и изящность, которые, в свою очередь, очень радуют ценителей после продолжительного господства застывших, безжизненных, напыщенных форм эпохи Возрождения и барокко. Эта динамика форм проявляется во всех изделиях художественной ковки, начиная от решеток и ограждений, которые за счёт этих особенностей стремительно набирают популярность, заканчивая предметами интерьера и кованой мебелью, без которых не обходился ни один интерьер знатных и почётных жителей Франции.
К стилистическим особенностям оформления решеток и оград, которые наиболее полно отображали новые стилистические тенденции периода, можно отнести такие свойства как простота, чёткость и выразительность форм, строгая симметрия и обилие геометрических фигур, доминирование прямых прутьев, соединённых попарно. Все эти особенности возвели изделия художественной ковки на новый эстетический уровень, который, с течением времени, плавно перерастёт в период рассвета классицизма — ампир. Учёные считают, что именно классицизм завершил длительный период упадка художественной ковки, которая с этого времени начала привлекать к себе огромное внимание масс.
Ампир являлся закономерным завершением классицизма. Во время правления Наполеона 1, под влиянием которого и возник этот стиль, доминировали военные интересы, нашедшие своё проявление в изделиях художественной ковки. Ворота и калитки по стилистическим особенностям стали напоминать малые триумфальные арки. Ограды, балконы, кованая мебель и предметы интерьера имели чётко выраженный монументальный характер, и были обильно украшены декоративными элементами военной тематики.
Французские альбомы с новым стилем изделий художественной ковки быстро расходились по странам Европы. В ряде стран ампир носил несколько иной характер, нежели во Франции. Он был стилем выражения государственной самостоятельности и независимости, которая отражалась в обильном декорировании решеток, ворот, калиток, предметов интерьера национальной символикой.
Русский ампир не стал исключением — все изделия, преимущественно ворота, ограды и калитки подчёркивали подъём национального духа и сплочённость населения России. В изделиях художественной ковки проявлялся непобедимый русский дух, способный противостоять любым проблемам и трудностям. Русский ампир выполнил ещё одну важную задачу – он заложил общие основы градостроительства и новые способы декорирования изделиями художественной ковки общественных учреждений и усадебных построек.»