История художественной ковки. Часть 1
Знаете ли вы, когда и как возникла художественная ковка?
Это был очень длительный процесс, начало которому, по данным историков и археологов, было положено примерно 6 тысячелетий назад. В тот переломный момент истории человечества камень навсегда уступил своё место новому материалу — меди. Для изготовления медных орудий труда применялась холодная ковка – самая простая обработка с помощью камней, которые были прототипами кузнечных молотов.
Медный век продлился недолго – в 5-4 тысячелетии до нашей эры был открыт сплав олова и меди, который обладал более высокой твёрдостью и легкоплавкостью. Этот сплав называется бронзой, в честь его был назван отрезок истории человечества длиною в 2000 лет – бронзовый век. С появлением нового металла кузнецы перешли на более высокий уровень обработки, впервые применив технику литья. В это время появляются первые произведений искусства, часть которых дошла до наших дней. Важность кузнечного ремесла была подчёркнута в различных мифах, согласно которым, богу огня, который нередко являлся при этом кузнецом, отводилось одно из самых почётных мест в пантеоне. Самое яркое представление о стилистической направленности данного отрезка времени вы можете получить, взглянув на художественное оформление культовых сооружений, в которых особенное внимание уделялось художественным украшениям.
Следующим шагом в развитии кузнечного ремесла стало открытие железной руды. Этот переходный этап датируется примерно 1 тысячелетием до нашей эры. Люди перестали зависеть от метеоритных дождей, которые являлись единственным источником железа до открытия руды. Обнаружив, что железная руда расположена в недрах земли практически в неограниченных количествах, кузнецы своей активной деятельностью спровоцировали металлургическую революцию, затронувшую практически все регионы Европы и Ближнего Востока. По данным исследователей, древние кузнецы дробили куски железной руды, смешивали их с древесным углем и помещали в горны, вырытые со стороны действия ветра в высоких горах и холмах. После этого уголь поджигался, руда начинала плавиться и достигала губчатой консистенции. Эту пористую консистенцию называли сыродутным железом. Для придания этой губчатой массе необходимых форм её подвергали горячей ковке, с последующей закалкой металла в воде или масле. Хотя пористое железо и уступало бронзе по многим характеристикам, оно, с течением времени, стало почти единственным сырьём изготовления различных орудий.
Стилистика ремесла также не стояла на месте: появляются различные культуры – направления художественной ковки, сходные по стилистическим и техническим аспектам, присущие определённой территории или народности. Самым ярким представителем железной эпохи является культура, возникшая в Австрии, и получившая название «гальштатская», в честь могильника, обнаруженного археологами вблизи города Гальштат.
К концу 7 века до нашей эры бронза окончательно уступает позиции качественно новому соединению – стали. Благодаря высоким механическим свойствам и достаточной простотой получения и обработки, сталь начала пользоваться огромным спросом. Из неё изготавливали предметы культа, орудия труда, охоты, оружие, различные украшения. Одной из наиболее ярких культур того времени была Латенская культура, оказавшая огромное влияние на всё европейское пространство, включая племена славян. К этому времени кованые изделия достигли апогея своей популярности и часто использовались в качестве платёжного средства. Однако время рассвета различных культур и направлений ковки было недолгим, так как в начале новой эры, берущей отсчет от Рождества Христова, это прекрасное искусство будет вынуждено полностью поменять вектор направления своего развития. Этой теме будет посвящена наша последующая публикация.»