История художественной ковки. Часть 6
И вот, наконец, приходит время долгожданных перемен – наступает век промышленной революции. Он оказал влияние на все сферы жизни, начиная от экономики и заканчивая культурой политикой. Не существует государства, которое не было бы вовлечено в эту жесточайшую гонку, победитель которой получает великолепный приз – влияние, сопоставимое с мировым господством. Англия – страна, в которой зародилось это неудержимое движение к совершенствованию. Она же заслуживает почётное звание победителя данного соревнования.
Касательно художественной ковки, новые достижения отразились на ней не самым приятным образом. Дело в том, что литьё до 19 века использовалось для изготовления «грубых» изделий, таких как козырьки, навесы, каминные решетки и наборы. Эти изделия отливались из одной формы многотысячными партиями, соответственно, об утончённости и уникальности изделия разговор был излишним. В начале 19 века усовершенствованное чугунное литьё практически полностью вытесняет художественную ковку. Даже самые элегантные изделия, такие как лестницы, перила, калитки, ограды, предметы интерьера, а также малые архитектурные формы изготавливаются обычным литьём.
К 70-м годам 19 века ситуация стабилизируется. Те счастливчики, которые имеют у себя действительно уникальные произведения художественной ковки, автоматически становятся на класс выше собственных коллег и товарищей. Особенную популярность среди населения приобретают такие изделия как винтовые лестницы, каминные наборы и решетки, выполненные в стилях барокко и рококо. Ни один уважающий себя англичанин не мыслил своего существования без камина, который в это время становится семейным очагом.
К сожалению, в период оптимизации производства было утеряно большинство производственных наработок и навыков, передававшихся из поколения в поколение. Период между серединой и концом 19 столетия характеризуется полным отсутствием стилистического направления. Хотя некоторые учёные считают, что это был период электизма – выборочного использования элементов всех существующих стилей. Для примера возьмём ворота и калитки, которые ярко отражают тенденции того времени. Вы можете увидеть калитку и ворота, выполненные в стиле барокко в одном доме, и аналогичные изделия в стиле Ренессанса — в соседнем. Это чётко выражает стилистическую неопределённость, которую мастера художественной ковки всячески пытались смягчить, прибегая к использованию элементов всех существующих стилей.
Первые признаки возрождения художественной ковки появляются в конце 19 века с началом проведения международных выставок искусства и ремёсел. Ограды, калитки, решетки и ограждения теперь значительно отличаются друг от друга. На рубеже 19 и 20 века появляется новый самостоятельный стиль – модерн. Кованая мебель, решетки, ограды и ворота, выполненные в данном стиле, отличаются обилием плавных изогнутых линий и подчёркнутой асимметрией, придававшей изделиям декоративность форм и необычайность исполнения. Постепенно возвращаются к жизни традиционные способы обработки металла, используемые в художественной ковке. Кузнецы все чаще начинают использовать сочетания различных видов металла и способов его обработки, что позволило более качественно учитывать пластические свойства материалов. Предметы интерьера, каминные наборы и решетки в стиле модерна достигают пика своей популярности.
На этой оптимистической ноте история европейcкой художественной ковки заканчивается. Из нашей следующей публикации вы сможете узнать об истории развития одного из прекраснейших ремёсел – художественной ковке на Руси.»