История художественной ковки. Часть 2
В начале нашей эры искусство, как таковое, вынуждено было измениться или отступить на второй план. Это было связано с тем, что античная культура начала медленно разрушаться вместе с главными центрами искусства, такими как Греция и Римская империя.
В 3-4 веке нашей эры началось великое переселение народов, которое ознаменовало конец существования античной цивилизации. На место Римской империи приходят варвары, уничтожающие всё на своем пути. Хотя племена варваров и обладали самобытной духовной и материальной культурой, они не считали нужным дать право на существование традициям и культурам других народов. Вследствие этого искусство понесло огромные потери.
Художественная ковка не стала исключением из этого правила. Начался период смуты, в котором, по мнению исследователей, ковка была призвана производить только оружие для войн. После завершения смуты население Европы начало медленно, но неуклонно расти. Появились феодалы, создавшие прототипы первых мануфактур. При дворе каждого феодала находился его собственный кузнец, задачей которого было изготовление домашней утвари и предметов обихода. Кузнец в то время был универсальным мастером — помимо своих прямых обязанностей он выступал в роли литейщика и слесаря.
Ковка была впервые разделена на различные направления, такие как щитники, оружейники, железняки. Это позволило значительно повысить качество продукции, так как каждый выполнял дело, в котором он был наиболее компетентен. В задачу железняков, например, входил поиск и доставка качественных материалов, необходимых кузнецу.
Другими центрами сосредоточения кузнечного искусства в Раннем средневековье были монастыри. Монастырские ремесленники изготавливали не только предметы обихода, но и церковную утварь, такую как подсвечники, кадила, ложки и другие предметы религиозного быта. Ворота и двери монастырей укреплялись коваными деталями, которые служили как украшения и одновременно скрепляли дубовые доски, из которых были изготовлены двери.
Множество вещей и изделий данной эпохи дошли до нас, приводя современных людей своей красотой и величественностью в состояние искреннего восхищения. Наиболее прекрасным из творений того времени ценители художественного искусства склонны считать монастырские решетки, выполненные в романском стиле. Они представляли собой массивное сочетание горизонтальных прутов квадратного сечения, зафиксированных наискось. Пространство между ними было заполнено спиралями тонкой ручной работы, которые придавали конструкции изящность и величественный вид.
В 10-11 веках центрами ремесла и торговли становятся большие города. Ковка принимает вызов урбанизации, и становиться одним из самых важных ремёсел. С возникновением городов мировоззрение людей значительно изменилось, что дало толчок к возникновению нового стиля в искусстве — готики. По данным исследователей, первые признаки зарождения данного стиля появились в конце 11 века.
В этот период происходит разделение ковки на самостоятельные отрасли. Теперь каждый кузнец специализируется на изготовлении изделий одного типа. Кольчужники изготавливают воинское обмундирование, монетчики изготавливают деньги, оружейники снабжают воинов оружием и т.д. В начале 16 века произошло коренное изменение в структуре кузнечного строя. Если раньше это ремесло считалось семейным, то теперь им могли заниматься все желающие. Эта новая особенность, также как и появление первых мануфактур в середине 16 века, была вызвана ростом спроса и популярности кованых изделий. Основным изделием, представляющим данную эпоху, можно считать усовершенствованные готические решетки, прутья в которых приобрели округлую форму. Некоторые решетки были настолько элегантными и утончёнными, что напоминали тончайшее кружево удивительных форм.
Эпоха средневековья подходит к концу, появляется совершенно новые архитектурные и художественные решения, ставшие началом прекрасной эпохи Ренессанса, о которой вы узнаете из нашей следующей публикации.»