История художественной ковки. Часть 3

Эпоха Возрождения – переходный этап от средневековой культуры к культуре нового времени.

В начале этой эпохи впервые появляется феномен авторства. Если до этого произведения кузнецов были анонимными, то теперь почти на всех изделиях ставится клеймо автора работы.

К характерным чертам данного временного периода можно отнести такие качества как раскрепощение творческой личности, отображение красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия. Все эти особенности придают искусству возрождения большую идейную значимость, величественность, героический масштаб.

Подъём общего уровня жизни в европейских странах, изобретение новых инструментов и способов ковки, расширение сети металлургических предприятий – всё это стало причиной популярности художественной ковки в эпоху Ренессанса.

Со второй половины 17 века главенство в области искусства захватывает Франция. Она становится главным законодателем моды и вкусов не только в искусстве, но и в политической и общественной жизни. Франция переживает период рассвета, появляются первые признаки абсолютизма и капитализма. На престол восходит Людовик 14, блистательная и роскошная жизнь которого считается толчком к возникновению нового стиля в искусстве – барокко. Этот стиль уникален – все произведения, созданные в данное время, поражают зрителя своей роскошностью и пышностью.

Некоторые ценители шедевров художественной ковки утверждают, что период барокко впервые ввёл в стилевое оформление изделий такие свойства как динамичность, контрастность и напряженность. Французский стиль очень быстро распространяется по всей Европе, которая жаждет роскошной фривольной жизни. Кузнецы Франции захватывают лидерство и становятся центром внимания всей индустрии. Главной особенностью французских мастеров был тот факт, что они практически не работали индивидуально, то есть каждый кузнец работал совместно с архитектором, который корректировал дизайн изделий с целью обеспечения наивысшей изысканности и элегантности своих строительных шедевров. Опытные архитекторы совместно с профессиональными кузнецами достигали невероятной красоты собственных творений, которые надолго входили в историю искусства. Примером могут послужить городские и дворцовые парковые ансамбли, которые своей утончённостью поражали всех гостей Франции.

Некоторое время спустя кризис монархии и абсолютизма в европейских странах положит конец стилю Возрождения. Люди станут понимать, что роскошная жизнь недоступна для массы. Это достояние лишь немногих счастливчиков, которые имеют возможность жить красиво и свободно. Хотя стремление к роскоши ещё сохранится в течение долгого времени, новый стиль искусства открыто покажет всю утопичность идей общества о богатстве и роскоши. Барокко свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, стремление к совмещению реальности и иллюзии. Венцом данного стиля принято считать венский дворцовый комплекс Бельведер, построенный в 1693-1724 гг. Этот шедевр архитектуры — наглядный пример того, насколько необходимыми и незаменимыми являются предметы художественной ковки в экстерьере здания.

Для периода барокко в России были характерны такие качества как пространственный размах, слитность, текучесть сложных криволинейных форм, которые особенно были заметны в оградах и решетках того времени. Появляются национальные разнообразия стиля барокко.

Конец 17 века рассеет мифы относительно идеала абсолютизма и монархии. Идея погружения в собственные мечты и фантазии будет постепенно выходить на первый план. Кованые изделия уже не будут отображать той напыщенности, которая присуща эпохе Возрождения. Новые течения в кузнечном искусстве положат основу современных стилей способов обработки металла, о которых вы узнаете из нашей следующей публикации.»