История художественной ковки. Часть 4
Отправной точкой в возникновении нового стиля художественной ковки стала первая половина 18 века, завершившая период барокко. В это время такие изделия как решетки, ограждения, заборы и предметы интерьера приобретают совершенно специфическую форму – прутки круглого сечения закручиваются в великолепные спирали, которые соединены посредством элегантных растительных элементов (чаще всего – листиков), сообщающие решеткам и ограждениям гармонию и возвышенный эстетический вид.
Рококо, как не странно, появляется также во Франции, которая к этому времени сумела несколько стабилизировать собственное финансовое и политическое положение после краха абсолютизма. Исследователи художественной ковки отмечают, что первыми предпосылками для возникновения нового направления послужили решетки и ограждения таких авторов как Р. де Котт и Л.Форден, которые применили качественно-новое стилевое оформление, несвойственное для данной эпохи. Их решетки и ограды буквально поражали современников
С возникновением рококо доминирующую позицию занимает фактор максимального декорирования и насыщенности внешнего вида. Конструктивность и функциональность отходят на второй план вместе с изготовлением решеток и ограждений, которые стремительно теряют свою популярность. Место решеток и ограждений занимают изделия экстерьера, способные подчеркнуть необычность здания и привлечь к себе максимум внимания. Огромным спросом пользуются козырьки, навесы, лестницы, перила, кованая мебель и каминные наборы.
Итоги Французской революции и эпохи Просвещения нашли своё отражение в стиле романтизма, который, к сожалению, просуществовал очень малый промежуток времени. В этот временной период ограждения, решетки, заборы и ворота становятся практически основными изделиями мастеров художественной ковки. Даже из этого, казалось бы, ни о чём не говорящего факта видно, что у населения Франции (она всё еще являлась законодателем мод, хотя и утратила первоначальное влияние) прогрессируют антиобщественные интересы, желания отстраниться от политической жизни собственной страны и уйти в собственный мир, где нет никаких волнений и конфликтов. Причиной такого поведения стало болезненное несоответствие идеалов и действительности, которое, подобно эпохе барокко, привело к отображению всех накопившихся противоречий в искусстве.
Противоречия и внутриличностные конфликты этой эпохи были настолько глубокими и сильными, что население, в поисках выхода из сложившейся ситуации, стало возвращаться к прошлому, чрезмерно его идеализируя. Как же отразились подобные взгляды на изделиях художественной ковки, спросите вы? Всё очень просто – такие детали экстерьера как ворота, калитки, заборы, ограды, начали присваивать элементы фольклора и национального прошлого. На решетках и ограждениях данного отрезка времени вы сможете увидеть изображения важных исторических событий, культурных эпизодов и французской символики, которая прямым или опосредствованным образом свидетельствует о жажде совершенствования и обновления.
В европейских странах наблюдается подобная ситуация. Люди находятся в предвкушении перемен, которые обещают быть грандиозными по своим масштабам и находятся уже совсем близко во временном пространстве. Особенно впечатляют ограды европейских мастеров, которые своей формой заставляют прочувствовать всю полноту напряженности и ожидания.
В этот период неопределённости зарождается новый стиль, пик которого совпадёт с началом долгожданных изменений и реформ – классицизм.»